партнерский проект
К главной

20 Идей. Поощрение и наказание: как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Поощрение и наказание: как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Как спасти россиян от ДТП, не тратя бюджетные деньги? Дмитрий Давыдов, автор проекта
«20 идей по развитию России», нашел способ

10 500 погибших и 121 600 человек с травмами разной степени тяжести. Так выглядит статистика последствий ДТП в России за девять месяцев 2021 года. А самих ДТП за это время случилось 96 300, подсчитали в ГИБДД. За последнее десятилетие в авариях на дорогах России погибло более 220 тыс. человек. Это больше, чем население Пскова и Норильска. За это же время в ДТП пострадало больше 2 млн россиян.

Одна из ключевых причин такой смертности — нарушения правил дорожного движения. За одиннадцать месяцев 2020 года российские камеры зафиксировали 137,4 млн нарушений. А за прошлый год в одной только Москве этот показатель превысил 30 млн. Судя по числу нарушений и количеству происходящих из-за них ДТП, сегодняшние меры малоэффективны в борьбе с лихачами: те снова и снова игнорируют правила и не придают должного значения штрафам. Решение проблемы в своем проекте «20 идей по развитию России» предлагает Дмитрий Давыдов. Описанная им система позволяет избавить автомобилистов от легкомысленного отношения к несерьезным нарушениям, а ее внедрение не требует значительных бюджетных расходов.

«Несерьезное» серьезно

В 2020 году специалисты экспертного центра «Движение без опасности» и аналитического центра НАФИ провели социологическое исследование, по итогам которого выяснили, какие нарушения ПДД россияне считают самыми опасными. В первую пятерку попали:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения;
  • проезд на красный сигнал светофора;
  • превышение скорости более чем на 40–60 км/ч;
  • выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, где это запрещено;
  • переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода.

Эти нарушения общество осуждает в первую очередь и требует, чтобы нарушителей наказывали по всей строгости. Ответом на этот запрос стала новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), где ужесточили наказания за самые серьезные проступки.

Теперь, если водитель будет систематически, то есть три и более раз в год, грубо нарушать ПДД, его могут лишить прав на срок от одного до полутора лет. Правда, какие именно действия на дороге министерство юстиции включит в список наиболее серьезных нарушений, пока неясно. Велика вероятность, что перечень будет во многом совпадать с топ-5, представленным выше.

Между тем ужесточение штрафов за наиболее серьезные нарушения правил маскирует другую проблему: недостаточность наказаний за прочие нарушения ПДД — те, что в общественном сознании не воспринимаются как критические. Хотя на деле не только пять перечисленных нарушений способны приводить к непоправимым последствиям.

«Мелкие» правонарушения могут нести
в себе огромный риск для безопасности

«„Мелкие“ правонарушения могут нести в себе огромный риск для безопасности. Например, пока систематическое превышение скорости на 20–40 км/ч не грозит лишением прав, это позволяет водителям перемещаться по городу со смертельно опасной скоростью 99 км/ч, рискуя только лишь штрафом в 500 рублей», — поясняет автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.

В Национальной ассоциации работников городского транспорта США (NACTO) подсчитали, как вероятность гибели пешехода при наезде на него растет с увеличением скорости автомобиля. Оказалось, что на скорости 37 км/ч вероятность смерти пешехода составляет 10%, на скорости 67 км/ч — 50%, на скорости 80 км/ч — 75%. Если же человека на дороге сбить на скорости 93 км/ч, пешеход погибнет с вероятностью 90%.

Эксперты NACTO оговариваются, что риски значительно различаются в зависимости от возраста пострадавшего. Например, если 70-летнего пешехода собьет автомобиль на скорости 40 км/ч, риск получить серьезную травму или умереть для него будет равен рискам 30-летнего пешехода, сбитого на скорости 56 км/ч.

Опираясь на подобные данные, многие европейские страны начали процесс замедления дорожного потока: один за другим города Европы вводят скоростное ограничение в 30 км/ч. Результатом таких новшеств в конце 2021 года поделились бельгийские власти. Серьезных аварий на улицах Брюсселя стало заметно меньше, как и пострадавших в ДТП людей.

Один за другим города Европы вводят скоростное ограничение в 30 км/ч

В частности, число погибших за год сократилось более чем в два раза — с 11 до 5 человек. В Москве за тот же период в ДТП лишились жизни 335 человек — в 67 раз больше, чем в Брюсселе. Население городов отличается в семь раз: 12 млн в Москве против 1,8 млн в агломерации Брюсселя. А значит, смертность на дорогах Москвы с номинальным ограничением скорости в 60 км/ч превысила смертность в ДТП Брюсселя почти в десять раз.

Легко платить — легко нарушать

В октябре 2021 года на заседании коллегии МВД России, посвященном федеральному проекту «Безопасность дорожного движения», министр внутренних дел Владимир Колокольцев в числе прочих проблем на российских дорогах назвал злостных нарушителей, которые открыто игнорируют нормы поведения. «Такие горе-экстремалы бросают откровенный вызов всему обществу, демонстрируют свои похождения в социальных сетях», — заявил министр.

Среди причин популярности экстремального вождения и других нарушений ПДД — неэффективность штрафов как меры наказания. Для части автовладельцев сумма штрафа не выглядит значительной; другим проще заплатить, чем выучить ПДД. По результатам исследования банка «Русский стандарт», средний размер оплаченного штрафа за три квартала 2021 года составил 684 рубля.

Эта сумма выглядит незначительной в соотношении со средней зарплатой в России в 2021–2022 годах, которая, по статистике, равна 54 тыс. рублей. Конечно, на этот показатель заметно влияют высокие зарплаты жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Водители из других регионов оценят средний штраф как более внушительный, но все равно это менее 18% от МРОТ в 2022 году.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов заметил и другую особенность штрафов: максимально упрощенную процедуру их оплаты. С развитием технологий она стала аналогична приобретению товаров в онлайн-магазине. Нарушитель может оплатить штраф не выходя из дома и даже получить скидку, если сделает это быстро. Такой опыт вполне может психологически восприниматься как покупка законного права на нарушение правил.

Сейчас у нас система штрафов воспринимается многими не как наказание, а как некий дополнительный налог, помимо транспортного

«Сейчас у нас система штрафов воспринимается многими не как наказание, а как некий дополнительный налог, помимо транспортного. Даже есть такая статья расходов при расчете затрат на автомобиль — „на штрафы“, — согласна руководитель аналитического отдела экспертного центра „Движение без опасности“ Елена Борисенко. — С одной стороны, штрафы — это источник финансовых доходов государства, которые затем перераспределяются на строительство и реконструкцию дорог и прочие нужды. Но как превентивный метод борьбы с ДТП, на мой взгляд, многие из существующих штрафов не работают».

Директор филиалов Автошколы имени Давыдова (автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов не имеет никакого отношения к этой школе) и преподаватель ПДД Роман Евланов сравнивает наказания за аналогичные нарушения ПДД в России и Германии. Максимальное наказание за нарушение скоростного режима для российского водителя, превысившего скорость даже на 80 км/ч и больше, — 5 тыс. рублей или лишение прав на шесть месяцев.

В Германии же самое строгое наказание — штраф 800 евро (почти 100 тыс. рублей по курсу марта 2022 года). Но важнее то, как это соотносится с доходами: указанная сумма составляет треть средней зарплаты жителя Германии. Кроме денежного наказания, нарушителю запрещают водить автомобиль в течение трех месяцев, а также снимают с него 2 балла — при утрате определенного количества баллов он в итоге лишается водительского удостоверения.

Выходит, что за нарушение правил водителя в Германии ждут намного более строгие наказания, чем в России. И, судя по статистике смертности на дорогах в Европе, эти меры работают. «В России за 2021 год на дорогах погибло приблизительно 16,3 тыс. человек на 146 млн населения. Если же взять Германию и Италию, где [совокупно] проживают 142 млн человек (80 и 62 млн соответственно), то смертность за аналогичный период составила там на обе страны в целом около 5 тыс. человек», — рассказал Евланов. Иными словами, в три раза меньше, чем в России.

Читайте также

Поедем на балл

В 21 из 27 стран Евросоюза в том или ином виде существует система штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. Об этом говорится в руководстве к Demerit Point Systems — балльной системе, направленной на борьбу с повторными нарушениями ПДД на дорогах Европы. Подобные инициативы реализовали и в других странах мира, в том числе в США, Великобритании, Австралии и Бразилии.

Функционируют системы баллов по-разному. Например, в Германии у каждого водителя их по умолчанию имеется восемь. Баллы вычитаются при нарушениях, восстановить их частично помогает прохождение обучающих курсов по ПДД. Потеряв все баллы, нарушитель лишается лицензии на вождение автомобиля. Ее возврат возможен не раньше прохождения водителем медико-психологического освидетельствования.

В Норвегии тоже есть порог в 8 баллов. Только там их не вычитают, а, наоборот, начисляют за нарушения. Если водитель набрал это количество штрафных очков за три года, его лишают лицензии на шесть месяцев. Для начинающих водителей условия другие: число их баллов при нарушении удваивается.

Каждая страна по-своему оценивает, сколько баллов за свой проступок водитель должен получить или лишиться. В случае с США, например, балльные системы различаются в зависимости от штата. Неизменным остается эффективность такой системы для контроля повторяющихся нарушений, в том числе тех, что в России принято считать «незначительными», вроде превышения скорости на 20–40 км/ч. Снова и снова игнорировать ПДД у жителей государств с системой штрафных баллов просто не получится — запас баллов строго ограничен. А денежные штрафы, которые существуют наряду с баллами, дополнительно мотивируют соблюдать правила.

В первый год после внедрения системы баллов аварийность в Дании снизилась на 14%.

В первый год после внедрения системы баллов аварийность в Дании снизилась на 14%. Смертность во Франции за двенадцать месяцев с появления штрафных баллов сократилась на 7%. Показательных результатов добилась Испания, пример которой приводит в своем проекте Дмитрий Давыдов. Там за семь лет с введения балльной системы число жертв ДТП сократилось почти в 2,5 раза: с 4104 до 1680 человек.

Анализируя результаты внедрения балльной системы по всему миру, специалисты Института безопасности дорожного движения в Нидерландах пришли к нескольким выводам. Во-первых, они выяснили, что число аварий значительнее всего снижается в первые месяцы после запуска системы. Во-вторых, наибольших результатов добивались страны, где изначально уровень безопасности был относительно низким.

На число аварий влияет сразу множество факторов вроде сезонности, местности или инфраструктуры на конкретном участке дороги. Кроме того, внедрение баллов традиционно сопровождается временным увеличением контроля за движением со стороны властей и публичными кампаниями. Именно поэтому так важно не только запустить систему, но и поддерживать ее обсуждение, а затем регулярно публиковать объективные результаты, чтобы общество в реальном времени отслеживало, как меняется смертность от ДТП и ситуация на дорогах с введением новой системы.

В России и прежде поднимался вопрос внедрения штрафных баллов за нарушения. О необходимости воплотить эту инициативу в жизнь несколько лет назад говорил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Егор Чернов. По его мнению, такая система позволила бы значительно сократить число нарушителей ПДД: «Пока мы не начнем за некое количество штрафов отбирать автомобили, сажать нарушителя в места не столь отдаленные, у нас всегда будет проблема с тем, что будут нарушать. Мы придем к штрафным баллам, конфискации автомобиля, что неизбежно. Только это позволит решить вопрос безопасности на дорогах полноценно».

Плюс для аккуратного водителя

Дмитрий Давыдов предложил схему, где каждому нарушению ПДД, за которое не лишают прав, присваивается штрафной балл. В зависимости от степени влияния на безопасность дорожного движения проступки оцениваются от 1 до 8 баллов. Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией — 1 балл, проезд на красный свет — 8 баллов.

Если водитель часто нарушает и в итоге набирает 15 баллов за два года, его лишают права управления автомобилем на ближайший год. Для начинающих водителей и для тех, у кого не первый раз изымают права, правила другие. Они не смогут сесть за руль, если наберут 8 баллов. Получается, система окажется более строгой для серийных нарушителей и тех, кто еще не успел сформировать навыки аккуратного вождения. Чтобы вернуть себе права после изъятия, потребуется не только подождать год, но и повторно пройти полный курс обучения, а затем заново сдать экзамен.

Важно, что система Дмитрия Давыдова предлагает не только наказывать нарушителей, но и поощрять добросовестных водителей. Если человек никогда не нарушал ПДД, то за каждый год без нарушения начиная с третьего года его кредит баллов увеличивается на единицу. Расти число баллов может ежегодно, пока не достигнет двадцати.

Согласно идее автора проекта, баллы не заменят штрафы. Они станут дополнительной мерой к предупреждениям и штрафам, уже предусмотренным в КоАП, поэтому говорить о том, что нарушители смогут избежать денежного наказания, не приходится. Таким образом, в стране сформируется комплексная система наказаний и поощрений.

Сама система учета штрафных очков может быть создана на базе существующих правительственных информационных ресурсов. А значит, для ее внедрения не требуется существенных затрат. Дмитрий Давыдов рассчитывает, что государство поддержит его идею на законодательном уровне: в случае внедрения балльной системы в России получится спасти от смерти и травм на дорогах десятки тысяч человек.