партнерский проект
К главной

Плата за въезд: как снизить загруженность московских улиц раз и навсегда

Плата за въезд:
как снизить загруженность московских улиц раз и навсегда

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил решение многолетней проблемы пробок в мегаполисе

По итогам 2020 года московские водители потратили 200 часов, стоя в пробках. В 2021-м Москва заняла второе место среди городов с самыми большими пробками в мире, в рейтинге загруженности дорог Traffic Index столица России уступила только Стамбулу. В 2020-м Москва была в этом рейтинге первой.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов уверен, что для решения проблемы пробок в столице не обойтись без радикальных мер. Рассказываем, какие нововведения он предлагает и как это поможет разгрузить улицы.

Москва и опыт мировых столиц

С 2010 года число автомобилей в Москве и Подмосковье увеличилось на 3 млн и к концу 2021 года достигло 8,4 млн, подсчитали в столичном департаменте транспорта. При таком количестве автомобилей заторы становятся неизбежностью. Ухудшается и экологическая ситуация.

В декабре 2021 года Мосэкомониторинг подсчитал, что выхлопные газы составляют 85% от всех загрязняющих атмосферу выбросов в столице

В декабре 2021 года Мосэкомониторинг подсчитал, что выхлопные газы составляют 85% от всех загрязняющих атмосферу выбросов в столице. Жители Москвы и прилегающих территорий вынуждены дышать воздухом, в составе которого множество вредных компонентов из автомобильных выхлопов. Например, частиц PM2.5, попадание которых в дыхательные пути нарушает сердечный ритм и интенсивность дыхания, что со временем приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

По мнению Дмитрия Давыдова, принимаемых в России мер для борьбы с пробками недостаточно: «С каждым годом ситуация на дорогах мегаполисов страны ухудшается из-за стремительного роста числа автомобилей. Проблема пробок в столице в ближайшем будущем и, вероятно, в других городах позднее начнет приобретать катастрофический характер, если не предпринимать радикальные меры. Несмотря на колоссальные усилия правительства Москвы в постоянной модернизации транспортной системы столицы, к сожалению, как показал опыт, без искусственного принудительного снижения трафика проблему решить будет невозможно».

Угроза для здоровья и жизни людей должна сделать проблему пробок приоритетной, убежден Дмитрий Давыдов. По его мнению, в поиске решения имеет смысл обратить пристальное внимание на мировой опыт, где от пробок спасаются с помощью платного въезда в крупные города. В Швеции есть «налог на заторы» для въезда в Стокгольм и Гётеборг, сбор внедрили для улучшения транспортной доступности и защиты воздуха от выхлопов. Схожую систему организовали в Осло, Милане, Сингапуре, Валлетте, Сан-Франциско и многих других городах.

Одним из самых известных примеров результативности этой меры стал Лондон. Двадцать лет назад город был в лидерах по загруженности. В 2003 году власти ввели сбор за въезд в центр в будни с 7:00 до 19:00. Город удалось разгрузить настолько, что он стал занимать последние строчки топ-50 рейтинга пробок, а вложенные в реализацию проекта средства окупились за пару лет за счет высоких сборов с водителей.

Плата за комфорт

Автор «20 идей по развитию России» предлагает поэтапно ввести «сбор против пробок» в Москве. Для этого потребуется выделить из бюджета средства на установку систем фиксации транспорта в платной зоне, а также разработать механизм оплаты. Все деньги, вырученные от сбора за въезд в город, должны пойти на развитие транспортной инфраструктуры, считает автор идеи.

На начальном этапе Дмитрий Давыдов предлагает установить базовый тариф в размере 100 рублей для проезда по всей территории столицы внутри МКАД. Тариф должен действовать с 7:00 до 22:00, кроме выходных и праздничных дней. При этом общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили необходимо освободить от оплаты пошлины. «Это несильно ударит по бюджету москвичей, но, с другой стороны, даст толчок для сокращения транспортного потока», — уверен Дмитрий Давыдов.

Для людей с инвалидностью, пенсионеров и других социально уязвимых групп автор «20 идей по развитию России» предлагает установить льготы и скидки. Для людей с высокой платежеспособностью, напротив, предусмотрят повышенный тариф. Он будет привязан к мощности двигателя и году выпуска машины, чтобы обладатели новых и дорогих автомобилей платили больше, чем владельцы машин среднего класса. «Изменение тарифа, зон и времени действия сбора, типов облагаемых сбором транспортных средств позволит регулировать ситуацию с пробками на дорогах», — уточнил Давыдов.

Свое предложение автор «20 идей по развитию России» направил правительству Москвы. В ответ Давыдов получил письмо от советника руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Владимира Макарова. В письме Макаров перечислил пункты российской конституции, посвященные единству экономического пространства, а также свободе передвижения граждан.

Отдельно Макаров описал условия, при которых свобода передвижения может быть законно ограничена: чиновник привел в пример положение о платных дорогах, которое не нарушает конституционных прав, так как предлагает водителям альтернативу в виде бесплатных трасс. В конце письма говорится, что инициативу нельзя реализовать из-за противоречия законодательству России.

В ответном сообщении Дмитрий Давыдов пояснил, что «сбор против пробок» также предоставляет водителям альтернативы платному передвижению. Например, они могут въезжать в Москву с 22:00 до 7:00, в выходные и праздничные дни, а также пользоваться общественным транспортом, который не будет платить за въезд в город.

«У человека всегда будет возможность добраться до необходимого места альтернативным способом, не внося именно эту плату. Конституция охраняет базовое право человека на свободу перемещения, но не определяет, какими методами оно может осуществляться. Важен факт, а не способ, которых может быть множество. Конституция не дает предпочтения автомобилистам: обладание транспортным средством не делает человека более свободным по сравнению с не обладающим им», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Кроме того, свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты здоровья. Поэтому Дмитрий Давыдов обращает внимание на угрозу от пробок.

Введение платного проезда в Москву в определенные часы не противоречит конституции, поскольку напрямую направлено на решение проблемы потери здоровья и гибели людей

«Введение платного проезда в Москву в определенные часы не противоречит конституции, поскольку напрямую направлено на решение проблемы потери здоровья и гибели людей, в том числе и тех, кто не пользуется личным автомобилем, но вынужден испытывать все негативные последствия от загрязнителей воздуха», — считает Дмитрий Давыдов.

Рациональность этого аргумента подтверждают слова юриста Московской коллегии адвокатов Евгения Афонина: «Переписывать конституцию не придется. Если будет признано, что пробки существенно ухудшают экологическую ситуацию, то есть влияют на здоровье людей, то субъектам РФ может быть дано право вводить в города платный въезд, чтобы снизить на улицах число автомобилей, а значит, и объем автовыхлопов».

Кому это понравится

Идея платного въезда в Москву обсуждалась властями города еще в 2014 году. Официальная позиция мэрии по этому вопросу не категорична. В конце 2021 года в беседе с РБК вице-мэр Москвы Максим Ликсутов заметил, что платный въезд эффективен во многих городах мира. По его мнению, мера может работать в комплексе с сокращением количества автомобилей и более активным использованием городского транспорта.

Предложения о дополнительных сборах нередко оспариваются лишь потому, что общественность не до конца осознает, какие огромные ресурсы теряет из-за пробок. Вряд ли 100 рублей в день могут быть дороже расшатанной от ожидания в заторах психики и крепкого физического здоровья. Если же провести корректные подсчеты с учетом всех побочных расходов, окажется, что платный въезд в Москву даже позволит водителям сэкономить. За время, проведенное в пробке, водитель платит существенно больше, чем 100 рублей в сутки: здесь и расходы на сжигание топлива, и амортизация автомобиля от чрезмерно жесткой эксплуатации. Управление машиной в более комфортных условиях позволит и уменьшить износ, и сократить потребление горючего, что в конечном итоге способно перекрыть потраченные 100 рублей за въезд.

«Для тех автолюбителей, чей маршрут ежедневно пролегает через центр города, за месяц может набежать до 2 тыс. рублей дополнительных транспортных расходов. Это может казаться незначительной тратой при рассмотрении в отрыве от бюджета семьи, но существенной, если мы включим ее в дополнительные ежемесячные расходы. Так что часть автомобилистов, возможно, пересядет на общественный транспорт, включая каршеринг и такси», — отметила руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.

Экологическая повестка становится серьезнее с каждым годом. Россияне все чаще выступают за ответственный подход к защите окружающей среды и готовы поддержать радикальные меры, чтобы сохранить природу своей страны и здоровье близких. Поэтому Дмитрий Давыдов надеется на повторное рассмотрение его предложений и законодательную поддержку государства в их реализации.