партнерский проект
К главной

Проблема, о которой молчат. Как отучить пьяных садиться за руль

Проблема, о которой молчат. Как отучить пьяных садиться за руль

0

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов нашел способ снизить число нетрезвых водителей на дорогах России

В Саратовской области в автомобильной аварии погиб трехлетний ребенок — за рулем был пьяный водитель, который вез семерых детей в ВАЗ-2106. В Новосибирской области в ДТП разбилась женщина, сидевшая на пассажирском сиденье, водитель остался жив — освидетельствование показало, что он был в состоянии алкогольного опьянения. В Саратовской области пьяный водитель выехал на обочину и протаранил шестерых человек: двух взрослых и четверых детей.

Все эти три происшествия случились в один день, 28 июня 2022 года. В региональной прессе можно найти аналогичные новости за любой день любого года, ситуация давно стала обыденной. Только в 2021 году в России в ДТП с водителями с признаками опьянения погибли 3 866 человек, а еще 20 796 получили травмы.

Очевидно, что без решения проблемы нетрезвого вождения сократить число аварий не получится, а значит, пришло время принимать серьезные меры. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает способ решить проблему с пьяными за рулем.

Важные цифры

В 2007 году Глобальное партнерство дорожной безопасности опубликовало большое руководство, посвященное вождению в состоянии алкогольного опьянения. Там подробно рассказывается, как спиртные напитки воздействуют на человека за рулем.

«Непосредственное воздействие алкоголя на мозг по своему характеру либо подавляющее, либо возбуждающее — в зависимости от количества употребленного алкоголя. В любом случае он приводит к нарушениям, которые увеличивают вероятность возникновения аварии, так как притупляет рассудок, увеличивает время реакции, снижает бдительность и остроту зрения. С точки зрения физиологии алкоголь понижает кровяное давление, подавляет сознательность и дыхание. Алкоголь также имеет обезболивающие и общие анестезирующие свойства», — сказано в документе.

Влияет алкоголь не только на физическое состояние водителя, но и на его эмоции и поведение. Включается беспечность и готовность рисковать, из-за чего человек игнорирует ремни безопасности, скоростной режим и другие правила дорожного движения.

Как оказалось, в таком состоянии за рулем хоть раз находились 39% россиян, показал анонимный опрос 13,5 тыс. пользователей портала «Дром», проведенный осенью 2021 года. Согласно этому опросу, 27% автомобилистов садились за руль после употребления спиртного в прошлом. Периодически так поступают 6% опрошенных, еще 6% делали это «один-два раза за последние годы».

Исследование по заказу компании Ford выявило, что 10% автолюбителей со стажем вождения не более трех лет вели машину в состоянии опьянения

Судя по многочисленным исследованиям, корреляции со стажем за рулем здесь нет: такое поведение характерно и для опытных водителей, и для новичков. Исследование по заказу компании Ford выявило, что 10% автолюбителей со стажем вождения не более трех лет вели машину в состоянии опьянения.

«По данным социологического исследования, проведенного в ноябре 2020 года экспертным центром „Движение без опасности“ совместно с аналитическим центром НАФИ в рамках кампании „Внимание на дорогу“, 82% респондентов отметили, что управление автомобилем в состоянии опьянения является одним из самых грубых и опасных нарушений. Кроме того, данное нарушение находится в рейтинге на первом месте, согласно всем ответам опрошенных», — рассказала РБК руководитель аналитического отдела «Движения без опасности» Елена Борисенко.

Читайте также

Выгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхЛихач-контроль:как снизить число превышений скорости на дорогах РоссииШтрафы для богатых:как сделать справедливыми наказания для водителейСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Как борются с пьянством в разных странах

Проблема нетрезвого вождения актуальна по всему миру. Каждое государство находит свои способы ее решить. Например, в Южной Корее водитель, по вине которого произошло ДТП со смертельным исходом, может остаться за решеткой до конца своих дней. В Китае все еще строже: нарушителя могут приговорить к смертной казни. А в Молдавии к проблеме подошли с фантазией и решили оказывать на пьяных водителей психологическое давление: пойманных за рулем в нетрезвом виде отправляют отрабатывать наказание в морг, чтобы они в полной мере осознали, какими могут быть последствия их поведения.

Сократить смертность на дорогах на 62%, то есть почти в три раза, за 19 лет Японии помогло создание более суровых законов. Так, за нахождение за рулем под небольшим воздействием алкоголя в объеме 0,15 мг/л водителю грозит штраф до 500 тыс. иен (около 207 тыс. рублей по текущему курсу) и тюремный срок до трех лет, а также временное или постоянное лишение водительских прав. Если же водитель был в состоянии интоксикации (с трудом говорил и ходил), то штраф составит 1 млн иен (более 415 тыс. рублей), тюремный срок — до пяти лет, а лишение водительских прав будет пожизненным.

Когда в ДТП по вине нетрезвого водителя люди погибают или получают тяжелые увечья, за решетку нарушителя могут отправить на 15 лет. Кроме того, в Японии существует отдельное наказание за допущение пьяного к вождению. Большой штраф и тюремный срок можно получить за приглашение к распитию и за выдачу алкоголя тому, кто сядет за руль, за предоставление своей машины в пользование нетрезвому человеку и за осознанную езду с пьяным за рулем. Благодаря этим законам ответственность распространяется на всех фигурантов дела о нетрезвой поездке, а не только на самого водителя.

Чем виноваты пассажиры

Позитивным примером Японии предлагает вооружиться автор проекта «20 идей по развитию России». За первичное нарушение, которое не содержит уголовно наказуемого деяния, Дмитрий Давыдов предлагает увеличить штраф с нынешних 30 тыс. рублей до 100 тыс., а срок лишения прав — до трех лет. Такое же наказание должно последовать за передачу управления транспортным средством нетрезвому водителю, уверен Давыдов. Если же у пьяного автомобилиста нет прав, то срок административного ареста должен составить не 10–15 суток, как сейчас, а 30 суток, предлагает автор проекта. Штраф тоже следует поднять до 100 тыс. рублей.

«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку, помимо риска долгосрочного лишения прав, каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Понести наказание должны и пассажиры пьяного водителя вне зависимости от того, выпивали они или нет

Понести наказание должны и пассажиры пьяного водителя вне зависимости от того, выпивали они или нет, добавил автор «20 идей по развитию России». По его мнению, если пассажир осознанно садится в автомобиль к нетрезвому человеку, то он поощряет и одобряет поведение пьяного водителя, намеренно создавая риск для себя и окружающих. Поэтому в последствиях ДТП подобный пассажир виноват не меньше и должен считаться соучастником преступления, заключил Давыдов.

«Согласие пассажира на поездку с водителем, находящимся в состоянии опьянения, должно образовывать самостоятельный состав правонарушения, поскольку беспечное поведение пассажира в конечном счете может обернуться трагедией», — поддержал эту точку зрения адвокат бюро «Де юре» Константин Гуревич в беседе с «Российской газетой».

Согласно идее Дмитрия Давыдова, на пассажиров общественного транспорта и такси меры распространяться не будут, ведь факт употребления опьяняющих препаратов водителем может быть им неизвестен.

Ответственность каждого

Свои предложения Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации России. В октябре прошлого года на инициативу ответили в комитете Совета Федерации по обороне и безопасности. В письме от председателя комитета Виктора Бондарева говорится, что ведомство разделяет озабоченность по поводу значительного количества ДТП по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения, а также подробно рассказывается о существующих стратегиях и программах, нацеленных на изменение ситуации.

Обращение Дмитрия Давыдова также направили для рассмотрения в МВД. В начале ноября Давыдов получил ответное письмо от временно исполняющего обязанности начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимира Швецова. Текст письма подробно знакомит с принятыми мерами по снижению числа нетрезвых водителей за рулем в разные годы и с результатами этих нововведений. В письме также говорится о законе, ужесточающем наказание за повторное вождение в пьяном виде, который вступил в силу 1 июля 2021 года.

«С учетом непродолжительного периода действия указанных новелл последующее совершенствование правового регулирования в обозначенной сфере представляется преждевременным», — говорится в ответе. Установление ответственности в отношении пассажиров автомобиля с пьяным водителем в управлении не поддержали.

В своем ответном комментарии Дмитрий Давыдов отметил большую работу, которую проводит МВД для снижения аварийности на дорогах и сокращения смертности и травматизма в ДТП. При этом он напомнил, что новый закон ужесточил ответственность только за повторные нарушения. Водителей, не попадавшихся на пьяной езде, а также пассажиров новый закон не затронул. А значит, эффективность нововведения будет иметь очень ограниченный эффект.

Очень важно посредством закона донести до сознания граждан, что быть пассажиром нетрезвого водителя — это не норма, а нарушение правил дорожного движения

«Очень важно посредством закона донести до сознания граждан, что быть пассажиром нетрезвого водителя — это не норма, а нарушение правил дорожного движения», — подчеркнул автор «20 идей по развитию России». По мнению Дмитрия Давыдова, только в этом случае россияне по-настоящему осознают опасность такой практики для себя и для общества. А возможное наказание станет фактором, удерживающим от рискованных поездок.

Такого же мнения придерживается бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Наше национальное благосклонное, жалеющее отношение к человеку, который выпил, надо, конечно, менять. Если мы предусмотрим хотя бы серьезный штраф, то члены семьи никогда не то что не сядут [в автомобиль], они не позволят отцу сесть за руль выпивши», — цитируют Лысакова «Аргументы и факты».

Дмитрий Давыдов предлагает предусмотреть и прописать в КоАП все обстоятельства, при которых может наступить ответственность пассажиров, а также применять меры с некоторой гибкостью. Например, определить минимальный и максимальный штраф. В этом случае у исполнительных и судебных органов власти не возникнет проблем в назначении справедливого наказания в каждом конкретном случае.

Автор «20 идей по развитию России» убежден, что законодательная поддержка его инициативы поможет снизить число пострадавших в ДТП с участием нетрезвых водителей. По мнению Дмитрия Давыдова, перемены приведут к качественному улучшению ситуации на дорогах страны и позволят ежегодно спасать десятки тысяч россиян от травматизма и гибели.