партнерский проект
К главной

Штрафы для богатых: как сделать справедливыми наказания для водителей

Штрафы для богатых:
как сделать справедливыми наказания для водителей

0

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает привязать размер дорожных штрафов к стоимости автомобиля нарушителя

Владелец Porsche Panamera в Смоленске систематически нарушал правила парковки и превышал скорость. В 2020 году водитель автомобиля за 13 млн рублей накопил почти 500 штрафов на общую сумму 853 тыс. рублей. Но вместо того, чтобы заплатить хотя бы часть, обладатель люксовой машины прятался от полиции и судебных приставов, не реагировал на квитанции и не отвечал на телефонные звонки. Его не остановило даже официальное ограничение на управление автомобилем, нарушитель продолжал ездить на своем Porsche вопреки всему. Местным приставам пришлось устроить целый рейд, чтобы поймать водителя и арестовать его автомобиль. Сразу после этого нарушитель нашел полную сумму и заплатил все накопившиеся штрафы.

Тогда же в Москве обнаружилась владелица Mazda, накопившая штрафы на 1 млн рублей. А 22-летний иностранец на Mercedes-Benz побил рекорд по общему количеству штрафов: их оказалось 562. Когда полиция остановила нарушителя, выяснилось, что он был за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Только по счастливой случайности водитель люксового автомобиля не успел никого сбить. В Москве на штрафстоянки за неуплату штрафов попадают даже Ferrari и Maybach стоимостью 40 млн рублей каждый.

Такие истории появляются в СМИ почти каждый месяц. Они показывают: состоятельные граждане часто игнорируют правила дорожного движения (ПДД) и не относятся к штрафам серьезно. По крайней мере сейчас, когда размер наказания фиксирован и идентичен для всех вне зависимости от уровня жизни нарушителя. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов уверен, что текущее положение дел мешает повышению дисциплины на дорогах страны. И предлагает меры, благодаря которым штрафы будут воспитывать даже самых обеспеченных нарушителей ПДД.

Поправка на достаток

Во многих странах существуют особые налоги, сборы и повышающие коэффициенты для штрафов, которые распространяются на людей с высоким достатком. В глазах местных жителей такие меры выглядят обоснованными, так как формируют социальную справедливость в обществе, ведь сумма сбора, которая велика для среднестатистического гражданина, для обеспеченных людей не так и значительна.

В Норвегии есть налог на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн крон (8,5 млн рублей). В Бельгии налогом облагаются активы в ценных бумагах, если их стоимость выше 500 тыс. евро (30 млн рублей). Некоторые государства создали «привязку» штрафов за нарушение ПДД к уровню дохода. Так, граждане Финляндии и Швейцарии за одно и то же нарушение платят в зависимости от своего материального положения.

Штрафы для жителей Финляндии рассчитываются по специальной формуле на основе ежемесячного дохода. К примеру, минимальный штраф за превышение скорости в городе на 36–38 км/ч составляет 132 евро (8,2 тыс. рублей). Если у водителя средняя по стране зарплата в 2,2 тыс. евро (137,6 тыс. рублей), за нарушение он выплатит штраф 701 евро (43,8 тыс. рублей). Если же автолюбитель получает в месяц 10 тыс. евро (625,6 тыс. рублей), то за тот же проступок заплатит более 3,5 тыс. евро (почти 219 тыс. рублей).

Аналогичная практика действует в Швейцарии, где двенадцать лет назад зафиксировали самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима. Наказание в размере 290 тыс. долларов (17,7 млн рублей) понес владелец красной Ferrari Testarossa за превышение скорости на 57 км/ч.

В России с 1 января 2021 года начала действовать прогрессивная шкала НДФЛ, которую также называют налогом для богатых. Благодаря ей граждане, чей годовой заработок превышает 5 млн рублей, платят не 13, а 15% в виде подоходного налога.

Штрафов за нарушение ПДД перемены не коснулись. В результате россиянин с зарплатой в 30 тыс. и его соотечественник с доходом в 5 млн продолжают выплачивать идентичные штрафы — по 500 рублей за нарушение. И если для одного россиянина они выглядят оправданными, то для другого — пренебрежимо низкими.

«Очевидно, что для состоятельных граждан дорожные штрафы не кажутся существенными. На это есть две причины. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит, утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Читайте также

Выгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхЛихач-контроль:как снизить число превышений скорости на дорогах РоссииСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПроблема, о которой молчат:как отучить пьяных садиться за рульПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

С каждого по возможностям

Внедрение в России привязки штрафов к доходам обсуждалось не раз, но на пути такой перемены стоит теневая экономика. Неучтенные доходы, серые схемы, неофициальный заработок — все это не дает создать прозрачную и функционирующую систему коэффициентов. Однако выявлять платежеспособных водителей вполне реально уже сегодня без интеграций налоговых баз и других реестров, убежден Дмитрий Давыдов. Для этого достаточно приглядеться к самим автомобилям.

«Есть мнение, что перед законом все равны и последствия нарушений одинаковы вне зависимости от размера кошелька водителя. Но такая позиция полностью игнорирует дисциплинарную роль штрафа как предупредительной меры, а значит, и саму его суть. Чтобы штраф выполнял свою базовую функцию, необходима его зависимость от платежеспособности нарушителя. Поэтому будет справедливо взыскивать с более дорогих транспортных средств штраф в увеличенном размере», — уточняет автор «20 идей по развитию России».

Дмитрий Давыдов предлагает применить к базовым размерам штрафов, установленным КоАП, повышающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины и мощности двигателя. Чем меньше возраст автомобиля и больше у него лошадиных сил, тем выше будет коэффициент, на который умножается стандартная сумма штрафа.

Возможные коэффициенты для расчета штрафов владельцам легковых автомобилей представлены в таблице ниже.

таблица коэфициентов

Согласно этим коэффициентам, штраф за превышение скорости на 20–40 км/ч для владельца новой Toyota Highlander составит не стандартные 500 рублей, а 1 тыс. из расчета 500 × 2 = 1000, где 2 — это тот самый повышающий коэффициент. Хозяин пятилетнего Lamborghini Urus I за то же нарушение будет наказан на 4 тыс. рублей из расчета 500 × 8 = 4000 — здесь повышающий коэффициент достигнет 8.

Автор «20 идей по развитию России» считает, что внедрить такую систему будет несложно, ведь мощность двигателя и год выпуска автомобиля обозначены в его паспорте и есть в регистрационной базе. Автоматические системы видеонаблюдения на дорогах будут использовать элементарное умножение для расчета суммы штрафа.

Инициативу Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации. В ответе от заместителя руководителя аппарата комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Кристины Бобылевой говорится, что увеличение штрафов для состоятельных лиц «вызывает сомнение». Позицию комитет аргументировал тем, что повышающий коэффициент «нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния».

В ответ Дмитрий Давыдов заметил, что противоречия между увеличением штрафов для обеспеченных граждан и базовым принципом дифференциации наказания нет. Он напомнил о фундаментальной роли штрафа как дисциплинарной меры, способной обратить внимание на неправомерность поступка, а также предупредить его совершение и рецидив. По его мнению, пока для части населения денежное наказание не создает угрозы неблагоприятных последствий и не останавливает от повторного правонарушения, эта категория граждан продолжит пренебрегать правилами.

Необходимо снизить уровень попустительства, когда закон нарушается только из-за того, что ответственность кажется кому-то незначительной

«Необходимо снизить уровень попустительства, когда закон нарушается только из-за того, что ответственность кажется кому-то незначительной. Для этого я предлагаю применять еще один принцип дифференциации административной ответственности — индивидуализацию», — говорит автор «20 идей по развитию России».

Лидеры по нарушениям

В пользу реализации предложений Дмитрия Давыдова говорит статистика. Осенью 2021 года департамент транспорта Москвы посчитал, сколько нарушений приходится на автомобили разных марок, и пришел к выводу, что чаще всего ПДД нарушают владельцы дорогих машин. Каждый Lamborghini в столице в среднем нарушает 10,6 раза за три месяца.

Подобное исследование ранее провел портал Shtrafy-gibdd.ru и получил схожие результаты. Тогда в топ-5 по числу штрафов попали премиальные марки Infiniti, BMW, Mercedes-Benz, Audi и Lexus. Их водители получали от 5 до 11 постановлений о штрафе в год.

«Напрашивающийся в первую очередь вывод: штрафы, в том числе крупные, являются слабым сдерживающим фактором для владельцев дорогих и мощных машин люксовых марок. Отсутствие прогрессивной шкалы приводит к тому, что для состоятельных россиян штрафы за скорость, непропуск пешехода или непристегнутый ремень безопасности интуитивно воспринимаются как абонентская плата за вседозволенность на дороге», — уточняется в исследовании.

В топ-5 по числу штрафов попали премиальные марки Infiniti, BMW, Mercedes-Benz, Audi и Lexus

С инициативой привести размер штрафов к соответствию с уровнем благосостояния россиян согласилась руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко. По мнению эксперта, перемены принесут позитивный эффект, если произойдут одновременно с улучшением дорожной инфраструктуры и системы расстановки камер фотовидеофиксации в аварийно опасных местах.

«Идею необходимости привязки штрафов к какому-то показателю уровня дохода я поддерживаю», — заявила Елена Борисенко в беседе с РБК. По расчетам Давыдова, одним из результатов нововведений станет более справедливый подход к наказанию, при котором штраф будет одинаково значителен для людей с разным доходом. Кроме того, увеличится объем поступлений в государственный бюджет.

Автор «20 идей по развитию России» уверен, что предложенная им мера заставит обеспеченных нарушителей придерживаться ПДД, и надеется на законодательную поддержку его инициативы со стороны государства. Он убежден, что претворение в жизнь его идей поможет существенно сократить травматизм и смертность на дорогах страны.