партнерский проект
К главной

Лихач-контроль: как снизить число превышений скорости на дорогах России

Лихач-контроль:
как снизить число превышений скорости на дорогах России

0

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил новый способ борьбы с самым частым нарушением ПДД

Больше половины российских водителей превышают скорость. Об этом говорят результаты опроса ГИБДД, в котором приняли участие более 22,5 тыс. человек. 18,3% едут быстрее положенного «на хорошей дороге и при хорошей погоде», 10,6% причиной нарушения называют спешку, 5,8% оправдывают свое поведение «любовью к быстрой езде».

Такая любовь способна привести к серьезным последствиям как для самого водителя, так и для других участников движения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), увеличение средней скорости движения всего на 1% приводит к возрастанию риска ДТП со смертельным исходом на 4% и аварии с серьезными последствиями на 3%. В своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил оборудовать автомобили интеллектуальными системами, которые помогают водителям соблюдать скоростной режим.

Интеллект против превышений

Одни водители превышают скорость исключительно из-за наплевательского отношения к правилам и чувства безнаказанности. Другие устают на работе и могут не заметить дорожные знаки. Третьи куда-то торопятся и превышают скорость неосознанно. Бывают ситуации, когда дорогу успели отремонтировать, но старые знаки остались на своих местах. Тогда водитель едет по широкой ровной трассе в убеждении, что на этом участке ему можно проехать быстрее, и получает штраф.

Статистика МВД называет превышение скорости самым частым нарушением правил дорожного движения (ПДД) в России. В 2020 году камеры по всей стране зафиксировали это нарушение 124 млн раз, в 2021 году — 130 млн раз. 95% оштрафованных водителей превысили скорость на 21–40 км/ч, 2,6% ездили на 41–60 км/ч быстрее положенного. Но какая часть из них нарушила умышленно? А какая не нарушала бы правила и допустила оплошность случайно?

Осознавая значимость человеческого фактора для безопасности на дорогах, автопроизводители все чаще оснащают автомобили умными помощниками водителя. Специальное оборудование замечает, что человек за рулем устал и теряет внимание или находится в состоянии алкогольного опьянения. Автомобиль сам предупреждает водителя о возможных рисках, а также уведомляет экстренные службы о потенциальной опасности. На части машин установлены системы аварийного оповещения, которые сигнализируют о возможном столкновении или появлении неисправностей.

Еще одно устройство, призванное помогать водителю, — интеллектуальный ассистент скорости. С помощью различных сигналов система предупреждает о превышении, тем самым снижая риск аварийности.

Примечательно, что ассистент скорости и другие умные технологии созданы не для того, чтобы превратить водителя в стороннего наблюдателя на дороге. Они не снимают ответственности с нарушителей, но помогают оставаться в рамках правил тем, кто не собирался их нарушать.

«Обгоняющий транспорт, фокусировка внимания на навигации, снижение концентрации из-за усталости и прочие отвлекающие факторы часто служат причиной того, что водитель не замечает знаков ограничения скорости. С помощью интеллектуального ассистента скорости он будет защищен предупреждающими механизмами и не будет попадать в ситуации, когда превышение было выполнено по неосторожности. Это позволит водителям избежать нежелательных штрафов и сократит число случаев опасной езды в неположенных местах. С другой стороны, любое зафиксированное превышение скорости будет означать, что водитель специально решил действовать вопреки системе и нарушил правила дорожного движения с полным осознанием своего поступка и меры ответственности», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Читайте также

Знаки отличия:зачем нужны персонализированные автомобильные номераКамера видит полис:как отучить водителей ездить без ОСАГОШтрафы для богатых:как сделать справедливыми наказания для водителейУскорить скорую:как спасти людей с инсультомКвот мало:как заинтересовать компании в найме людей с инвалидностьюЛечебный экспорт:как заработать на медицинском туризме в РоссииБрошенные и опасные:как решить проблему бродячих собак в РоссииВыгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПроблема, о которой молчат:как отучить пьяных садиться за рульПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянПлата за въезд:как снизить загруженность московских улиц раз и навсегдаРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Сам себе инспектор

Интеллектуальные ассистенты скорости в ряде стран уже становятся обязательными для эксплуатации автомобиля. Например, система Intelligent Speed Assistant (ISA) появилась на всех поступающих на рынок Евросоюза моделях автомобилей, а летом 2024 года ее наличие станет обязательным условием для продажи и регистрации новых машин. ISA использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и/или базу данных ограничений скорости, подключенную через GPS. Ассистент считывает информацию об ограничениях и предупреждает о них водителя визуальными, звуковыми и вибрационными сигналами.

Некоторые версии оборудования способны не только предупреждать о превышении, но и аккуратно вмешиваться в процесс управления, ограничивая мощность двигателя. Такие варианты ISA дают легкий обратный толчок педали ускорения или автоматически плавно снижают скорость. При этом водитель может обойти ограничение, нажав педаль газа глубже. Такая опция предусмотрена для экстренных случаев.

Некоторые версии оборудования способны не только предупреждать о превышении, но и аккуратно вмешиваться в процесс управления, ограничивая мощность двигателя

Автор «20 идей по развитию России» предлагает обратить внимание на иностранный опыт и на законодательном уровне установить обязательное оснащение всех автомобилей в России аналогичными системами интеллектуального ассистента скорости. Согласно идее Дмитрия Давыдова, оборудование будет либо встроенным в заводскую комплектацию автомобиля, либо установленным специализированными сервисными компаниями.

«Отсутствие такой системы или управление транспортным средством с заведомо неисправной системой должно квалифицироваться как нарушение требований к надлежащему техническому состоянию, за что законом предусмотрен штраф. Предлагаем срок три-четыре года со дня выхода закона до начала его действия, поскольку потребуется время, чтобы рынок подстроился под новый технический регламент. Сразу по прошествии этого срока предлагаем запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель по умолчанию не встроил систему интеллектуального ассистента скорости», — предлагает автор проекта.

Дмитрий Давыдов убежден, что благодаря этим мерам вскоре все автомобили в стране будут оборудованы системой безопасности нового поколения.

«Ненавязчивая система информирования о превышении разрешенной скорости полезна и нужна, тем более что в настоящее время такая опция в импортных автомобилях есть: при превышении уровня скорости, выбранного водителем, раздается писк. Я сам пользуюсь этим напоминанием при скорости 100 км/ч, так как часто езжу по вылетным магистралям», — рассказал РБК председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

Технологии имеются

Свои предложения автор «20 идей по развитию России» направил в Совет Федерации. В ответе от председателя комитета по экономической политике Андрея Кутепова говорится, что комитет поддерживает внедрение системы контроля скорости. Письмо перечисляет возможности системы ЭРА-ГЛОНАСС и тахографов, которыми оснащены автомобили в России.

«Таким образом, технологии, которые позволяют отслеживать скоростной режим автомобиля, а также манеру вождения водителя есть, но требуют дальнейшего развития. При этом следует создать такие условия для широкого внедрения этих технологий, которые не приведут к существенным расходам владельцев автомобилей», — говорится в ответе комитета.

В ответном комментарии Дмитрий Давыдов отметил необходимость инициировать законодательное регулирование вопроса, чтобы создать стимул для производителей автомобилей устанавливать системы контроля скорости. Он также согласился с тем, что подобные устройства не должны быть чрезмерно дорогими.

«Оборудование, входящее в стоимость [интеллектуального ассистента скорости], используется также и в других системах безопасности. Более того, благодаря интеллектуальному ассистенту скорости пользователи будут реже попадать на штрафы, снизится риск участия в ДТП. Значит, их расходы по этим статьям снизятся, что делает данную систему экономически выгодной для покупателя», — пояснил автор «20 идей по развитию России».

Авария неизбежно наносит финансовый ущерб водителю и бюджету его семьи, но эти последствия не сравнятся по значимости с потерей здоровья или гибелью близких. Именно поэтому в развитых странах любые меры, способные снизить число ДТП, получают активную поддержку. Согласно подсчетам Европейского совета по безопасности дорожного движения, обязательная система ISA способна сократить число аварий на 30%, а количество смертей на дорогах — на 20%.

Согласно подсчетам Европейского совета по безопасности дорожного движения, обязательная система ISA способна сократить число аварий на 30%, а количество смертей на дорогах — на 20%

Пользу такой системы для водителей отметил координатор комитета по безопасности Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Олег Шляхтин. «Система интеллектуального ассистента скорости, несомненно, будет полезна водителю, так как действительно бывает, что водители пропускают какие-то важные знаки или элементы разметки», — пояснил Шляхтин в разговоре с РБК.

Разрабатывать системы контроля скорости с нуля или покупать дорогостоящие зарубежные технологии не придется, ведь в России уже сегодня существуют подобные устройства. В беседе с РБК руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко напомнила о системе «Яндекс.Камера», которую устанавливают в такси. Технология анализирует данные об ограничениях на дороге и скорость автомобиля. Если водитель превышает, система информирует его об этом. «В целом в качестве повышения безопасности перевозок, как стандарт в логистической отрасли это может применяться массово», — уточнила Борисенко.

Дмитрий Давыдов напомнил, что по распоряжению президента в России реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по которому к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раза по сравнению с 2020 годом. Чтобы претворить в жизнь амбициозные планы, необходимо активно менять ситуацию на дорогах уже сегодня, указал Давыдов. Поэтому автор «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку своей инициативы.