партнерский проект
К главной

Камера видит полис: как отучить водителей ездить без ОСАГО

Камера видит полис:
как отучить водителей ездить без ОСАГО

0

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает ужесточить наказание для водителей без автогражданской страховки

Надежда на авось и желание сэкономить побуждает многих водителей отказываться от покупки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), без полисов ОСАГО в России управляют автомобилями более 10% водителей.

Еще хуже статистика в сфере такси. Только четверть российских таксистов ездят с корректно оформленным полисом обязательного страхования, выяснили в рабочей группе ОНФ «Защита прав автомобилистов». У остальных страховки нет или она не предназначена для работы с людьми. Причем виновником ДТП с участием такси в девяти из десяти случаев является как раз таксист, утверждают в ОНФ.

На проблему езды без ОСАГО обратил внимание автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. По его мнению, существующие сегодня меры не способны побудить всех водителей приобрести страховку. Дмитрий Давыдов предлагает пересмотреть систему наказаний за вождение без страхового полиса, чтобы и сами владельцы автомобилей, и другие участники дорожного движения были защищены от непредвиденных трат в случае ДТП — получили от страховой компании возмещение ущерба имуществу и здоровью в рамках ОСАГО.

«Если незастрахованный водитель попадет в аварию, то нет никакой гарантии обеспечения законных прав пострадавшей стороны, поскольку механизм обязательного страхования не подключен. Учитывая статистику по ДТП и процент игнорирующих ОСАГО водителей на дороге, таких случаев в стране может быть несколько тысяч в месяц», — пояснил Дмитрий Давыдов.

Строже меры — меньше ДТП

Проблема езды без страховки известна не только в России. Части государств удалось успешно ее решить введением суровых штрафов и других мер наказания. Например, в Испании за отсутствие ОСАГО водитель расстается с суммой от 601 до 3005 евро (от 36,8 тыс. рублей до 184,3 тыс. рублей). Помимо наложения денежного штрафа, инспектор может задержать автомобиль нарушителя и доставить его на муниципальную штрафстоянку. Расходы — услуги эвакуатора и оплату места на стоянке — понесет водитель.

«В Испании, как и во многих других странах Европы, необязательно иметь полис на руках. В машинах Генерального директората по дорожному движению Испании установлены камеры, которые автоматически фиксируют наличие или отсутствие действующей страховки у транспортных средств, находящихся в зоне наблюдения. Таким способом с 2008 года инспекторы легко и быстро проверяют наличие страховки, а водителям не требуется предъявлять полис», — рассказал Дмитрий Давыдов.

Строгие штрафы за езду без ОСАГО действуют и во Франции: там нарушитель выплачивает до 3750 евро (более 230 тыс. рублей). Кроме того, его могут направить на общественные работы и лишить водительских прав, а машину задержать. Эти меры приносят свои плоды. Та же Испания заняла четвертое место среди европейских государств с наименьшим количеством ДТП.

Читайте также

Знаки отличия:зачем нужны персонализированные автомобильные номераЛихач-контроль:как снизить число превышений скорости на дорогах РоссииШтрафы для богатых:как сделать справедливыми наказания для водителейУскорить скорую:как спасти людей с инсультомКвот мало:как заинтересовать компании в найме людей с инвалидностьюЛечебный экспорт:как заработать на медицинском туризме в РоссииБрошенные и опасные:как решить проблему бродячих собак в РоссииВыгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПроблема, о которой молчат:как отучить пьяных садиться за рульПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянПлата за въезд:как снизить загруженность московских улиц раз и навсегдаРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Зафиксировать и наказать

В России ответственность за езду без страховки ограничивается штрафом в 800 рублей, или 400 рублей со скидкой при досрочной оплате. «Вопрос о повышении штрафа за езду без ОСАГО поднимался неоднократно. В 2018 году в Госдуме было предложено повысить штраф до 5 тыс. рублей, а в 2019 году предлагалось приравнять его к средней стоимости страхового полиса. Однако до сих пор меры по ужесточению наказания за это правонарушение не приняты», — указал Дмитрий Давыдов.

В России ответственность за езду без страховки ограничивается штрафом в 800 рублей, или 400 рублей со скидкой при досрочной оплате

Кроме того, в стране действует устаревшая форма фиксации езды без страховки: выявлять нарушение и выписывать штраф пока могут только инспекторы. По существующим правилам водителю необходимо иметь оригинал ОСАГО с собой, иначе он получит штраф в 500 рублей — даже если просто забыл полис дома. С января 2020 года предъявить ОСАГО сотруднику ГИБДД можно в электронном виде на смартфоне или планшете, однако эта опция доступна только водителям, которые купили полис онлайн. Сама же проверка электронного ОСАГО требует времени, поскольку инспектор должен отправить запрос о конкретном полисе в информационную систему страховой компании.

Дмитрий Давыдов предлагает ужесточить наказание и установить размер штрафа за езду без ОСАГО на региональном уровне, привязав его к средней стоимости страховки в данном регионе. Например, если в Москве полис стоит более 8 тыс. рублей, то и штраф должен равняться этой сумме. Водителям, которые проигнорируют наказание в первый раз и продолжат ездить без ОСАГО, автор «20 идей по развитию России» предлагает удвоить размер штрафа.

Дополнительным наказанием, по мнению Дмитрия Давыдова, должно стать задержание автомобиля. Чтобы забрать машину со штрафстоянки, водителю потребуется приобрести страховой полис, оплатить штраф и внести плату за работу эвакуатора и место на стоянке в зависимости от длительности пребывания. Автор «20 идей по развитию России» уверен: в таких условиях российскому водителю будет гораздо выгоднее приобрести полис ОСАГО, чем подвергаться риску наказания.

Для фиксации езды без полиса и автоматической выписки штрафа Дмитрий Давыдов предлагает использовать стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений, которые уже стоят на дорогах страны. Камеры будут считывать номера и передавать данные в центр обработки. Если выяснится, что автомобиль не застрахован, его владельцу придет штраф.

При этом необходимо предусмотреть, чтобы штраф не выписывался чаще чем раз в 20 дней, чтобы нарушитель успел отреагировать и приобрести полис, уточнил автор «20 идей по развитию России». По его мнению, система также могла бы оповещать ближайшие патрульные службы о выявлении нарушителя, чтобы инспекторы могли оперативно найти его и задержать автомобиль. А интеграция видеокамер с такой системой в автомобилях патрульных служб позволит сделать поиск нарушителей мобильным, добавил Давыдов.

Обязанность каждого водителя

Свои предложения автор «20 идей по развитию России» направил в Совет Федерации, откуда их перенаправили в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. В ответе от временно исполняющего обязанности начальника отдела по работе с обращениями граждан С. Н. Полионовича сказано, что для усиления ответственности за правонарушения в области дорожного движения необходимо провести всесторонний анализ и исследовать статистические данные, «свидетельствующие о неэффективности действующей модели правового регулирования».

В письме также говорится, что Минцифры России работает над витриной данных, содержащих сведения о договорах ОСАГО, а также над электронным сервисом, с помощью которого предъявить договор ОСАГО инспектору водитель сможет с помощью QR-кода и мобильного приложения «Госуслуги Авто».

В ответном комментарии Дмитрий Давыдов согласился с тем, что повышению штрафа должен предшествовать всесторонний анализ существующего правоприменения. Однако, по его мнению, слабая эффективность нынешнего наказания уже достаточно очевидна. Интеграцию с камерами видеонаблюдения автор проекта считает следующим шагом в развитии системы контроля за нарушителями обязательного автострахования.

Значимость корректировки размера штрафов за езду без ОСАГО подчеркнули в Российском союзе автостраховщиков

Значимость корректировки размера штрафов за езду без ОСАГО подчеркнули в Российском союзе автостраховщиков. В ответ на запрос РБК заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов сообщил, что, «учитывая внушительный рост стоимости ремонта транспортного средства и, как следствие, ожидаемое повышение средней стоимости полисов ОСАГО, вопрос повышения штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО становится очень актуальным».

Главный юрисконсульт группы компаний «Правокард» Анна Куклева по просьбе РБК назвала несколько причин, по которым люди могут уклоняться от покупки полиса. Среди них — высокая стоимость для новичков и технические сложности в оформлении электронной версии полиса. Эксперт считает, что привязка размера штрафа за езду без ОСАГО к средней стоимости страховки в регионе будет эффективна при условии доступности страхования для всех граждан. «Безусловно, это будет действенный способ», — заявила Анна Куклева РБК.

Идею перейти на автоматическую фиксацию езды без ОСАГО дорожными камерами поддержал руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. «Абсолютно правильно перейти на электронную систему контроля. Она позволит на ранней стадии выявлять, что у человека нет полиса. Иначе это можно выявить только тогда, когда уже случилось ДТП», — констатировал Шумский в беседе с РБК.

Наличие полиса ОСАГО выгоднее, чем его отсутствие, напоминают эксперты. «Внедрение данных предложений значительно сократит случаи езды без страхового полиса, что, в свою очередь, положительно отразится на снижении последствий ДТП», — убежден Дмитрий Давыдов. Автор проекта «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку своих инициатив со стороны государства.