партнерский проект
К главной

Сканер для ДТП: как сделать разбор аварий более точным и быстрым

Сканер для ДТП:
как сделать разбор аварий более точным и быстрым

0

Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил использовать в работе полиции технологии 3D-моделирования

Пробки, возникающие из-за дорожно-транспортных происшествий, остаются одной из главных проблем автомобилистов. Например, 11 сентября 2022 года на федеральной трассе «Кола» из-за аварии с участием грузового автомобиля образовалась пробка в 11 км. На нормализацию движения потребовалось полдня: дачники застряли на магистрали и не смогли вовремя вернуться домой воскресным вечером — водители добрались затемно. На следующий день парализованным оказался большой участок Новочеркасского шоссе под Ростовом, где столкнулись четыре автомобиля. Устранение последствий также затянулось на много часов.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов обратил внимание, что в среднем на дорогах страны ДТП случается раз в четыре минуты. А всего за 2021 год в России произошло 133,3 тыс. аварий, подсчитали в ГИБДД. Многие из этих происшествий образуют вокруг себя многокилометровые заторы. Если же в ДТП есть погибшие, для проведения тщательного расследования произошедшего требуется дополнительное время — и это еще больше увеличивает срок ликвидации аварии.

Из-за опасных условий работы на месте ДТП при дефиците времени возрастает риск не заметить важные детали или допустить неточность

«От качества и скорости работы инспекторов дорожной полиции на месте ДТП зависит многое. На них лежит ответственность не только по скорейшей разгрузке дорог от образовавшихся пробок, но и за точность сбора данных, которые решают дальнейшую судьбу участников аварии. Из-за опасных условий работы при дефиците времени возрастает риск не заметить важные детали или допустить неточность», — заметил автор проекта.

Чтобы ускорить работу инспекторов на месте ДТП и упростить процесс сбора необходимых данных, Давыдов предлагает обратиться к современным технологиям и оснастить полицию 3D-сканерами.

Технологии на службе у полиции

3D-моделирование — одна из новых технологий, которая все шире проникает в жизнь наряду с «умной» бытовой техникой, роботизацией производств и цифровизацией работы государственных служб.

Например, в Шотландии с помощью 3D-технологий начали реконструировать место и обстоятельства совершения преступления. А в Монако в конце 2020 года решили оцифровать часть материалов, чтобы инспекторы могли анализировать имеющиеся 3D-изображения для предотвращения будущих преступлений и несчастных случаев.

Еще дальше в использовании объемных цифровых построений пошли в Сингапуре. Там полицейский или криминалист, выезжающий на место ДТП, использует наземный 3D-сканер. Устройство проецирует лазерный луч на поверхность объектов и создает подробную модель места происшествия.

Собранные данные позволяют в деталях воспроизвести 3D-картину с любого ракурса

«Он ведет надлежащее документирование всех измерений и абсолютно точно фиксирует пространственное позиционирование всех ключевых доказательств, которые являются критически важными для следственной работы, — объясняет принцип работы устройства Давыдов. — Собранные данные позволяют в деталях воспроизвести 3D-картину с любого ракурса, что делает возможным всем заинтересованным лицам повторно „посетить“ место происшествия несколько раз, не нарушая дорожного движения».

Важная особенность 3D-сканера заключается в том, что ему не страшны темнота и плохая погода, а также человеческая невнимательность, которая часто приводит к серьезным ошибкам. Кроме наземного сканера у сотрудника полиции Сингапура есть ручной 3D-сканер. Это легкое портативное устройство, которое помогает собирать данные на труднодоступных участках — например, в салоне автомобиля. Информация с двух приборов дополняет друг друга, воссоздавая максимально полную картину событий. При этом управлять двумя сканерами может один человек, что позволяет сингапурской полиции работать эффективно.

Читайте также

Камера видит полис:как отучить водителей ездить без ОСАГОЗнаки отличия:зачем нужны персонализированные автомобильные номераЛихач-контроль:как снизить число превышений скорости на дорогах РоссииШтрафы премиум:как привязать наказание водителя к цене автомобиляЗнак статуса:сколько может принести госбюджету продажа автономеровДорожная настройка:как технологии помогут сберечь деньги государстваШтрафы по-новому:как пополнить госбюджет за счет нарушителейМакияж и шаурма:как отучить водителей отвлекаться от дорогиНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииКак укреплять общественную безопасностьи пополнять госбюджетВыгодное здоровье:как забота о людях помогает снижать расходы государстваДеньги на здоровье:как забота о людях пополняет госбюджетБольше не бездомный:как помочь тем, кто оказался на улицеДеньги на дороге:как пополнить госбюджетПряник за рекрутинг:что поможет трудоустроить людей с инвалидностьюСуперскорая:какая медицинская помощь необходима при инсультеОсобый контроль:как отучить начинающих водителей от нарушенийУскорить скорую:как спасти людей с инсультомКвот мало:как заинтересовать компании в найме людей с инвалидностьюЛечебный экспорт:как заработать на медицинском туризме в РоссииБрошенные и опасные:как решить проблему бродячих собак в РоссииВыгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхШтрафы для богатых:как сделать справедливыми наказания для водителейСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПроблема, о которой молчат:как отучить пьяных садиться за рульПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянПлата за въезд:как снизить загруженность московских улиц раз и навсегдаРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Трехмерные данные

Сегодня в России инспекторы, выезжающие на место ДТП, используют простейшие приборы вроде рулетки и блокнота, а также фото- или видеокамеру. Часть данных иногда получают благодаря съемке с дронов, что не противоречит административному регламенту по работе сотрудника полиции на месте аварии.

Автор «20 идей по развитию России» предлагает пойти дальше и оснастить российскую полицию современными 3D-сканерами для сбора данных на месте ДТП по сингапурской методике. Он также считает необходимым регламентировать использование этого оборудования и полученных с его помощью результатов во всех разборах дорожных аварий.

Примечательно, что в России уже изучались возможности использования 3D-сканирования в судебной автотехнической экспертизе. Соответствующую работу представил доцент кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки Восточно-Сибирского института МВД России Сергей Думнов. В своем труде он подчеркнул, что 3D-моделирование может стать хорошим подспорьем для органов внутренних дел при раскрытии преступлений, административных правонарушений и дел, разбираемых в гражданском порядке. На этом активность МВД в продвижении вопроса остановилась, поэтому Дмитрий Давыдов предлагает начать применять метод и оборудование, эффективность которых была доказана.

Пользу 3D-сканирования для работы специалистов на месте ДТП отметила руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко. Об этом эксперт рассказала в разговоре с РБК.

«Использование технологии может быть полезно для понимания причин ДТП при объединении информации с других источников фиксации, — сообщила РБК Борисенко. — В таком случае накопленная информация может служить основой для анализа дорожных инженеров при реконструкции и создании инфраструктурных дорожных объектов, а также для других специалистов, занятых в сферах безопасности дорожного движения и автомобилестроения».

Елена Борисенко считает, что у 3D-сканеров есть ряд преимуществ, в числе которых возможность задокументировать происшествие не только в формате схемы, фотографии или видеозаписи, но и объемных объектов, расположенных согласно их реальному положению. При этом для внедрения технологии, по мнению эксперта, «необходимо определить место и объем хранения баз данных, надежность защиты данных, а также наличие специалистов, умеющих работать с технологией».

Руководитель общественной организации «Водители России» Олег Торош также отметил полезность 3D-сканеров. «Это, безусловно, полезная вещь. Она ускорит процесс снятия информации на месте ДТП, исключит некую неопределенность и человеческий фактор при проведении замеров», — сообщил Торош в разговоре с РБК. По его мнению, устройствами также стоит оснастить аварийных комиссаров, которые оказывают услуги участникам ДТП на коммерческой основе. Их оперативная работа с 3D-сканерами на участке аварии позволит не допустить появления заторов и пробок поблизости от места происшествия.

Преимущества модернизации

Свои предложения Давыдов направил в Совет Федерации. В ответе заместителя начальника управления организационного обеспечения Ирины Харламовой сообщается, что обращение рассмотрели, а информацию, изложенную в нем, приняли к сведению. Какой-либо оценки инициативе пока не дали.

Автор проекта уверен, что воплощение его предложений даст серьезные результаты. В частности, дорожных заторов по причине ДТП станет меньше, так как поврежденные автомобили можно будет быстрее увезти с дороги. Нагрузка на полицию снизится, а безопасность и продуктивность полицейских на дорогах увеличится, так как 3D-технологии избавят их от части механической работы.

Одновременно с этим срок рассмотрения судебных дел по ДТП станет короче, а ошибок в этих делах будет меньше: в отличие от человека, который может что-то забыть к моменту судебного заседания, 3D-сканер сохранит все детали происшествия без изменений. Еще одно преимущество — возможность анализировать точные данные при улучшении дорожной инфраструктуры в местах концентрации ДТП.

Есть у предлагаемого нововведения и экономический эффект. Из-за пробок российская экономика теряет миллиарды рублей: транспортные компании переплачивают за бензин, бизнес — за логистику, а россияне дышат воздухом, который насыщен вредными выхлопными газами. И все вместе они теряют время, которое могли бы провести с большей пользой. Использование 3D-сканеров позволит устранить распространенную предпосылку для появления заторов и тем самым сэкономит деньги бюджета, бизнеса и каждого россиянина.

«Вложения государства в разработку и внедрение новейших технологий расследования ДТП быстро окупятся благодаря этим преимуществам», — уверен Дмитрий Давыдов. Автор «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку своей инициативы государством.