партнерский проект
К главной

Особый контроль: как отучить начинающих водителей от нарушений

Особый контроль:
как отучить начинающих водителей от нарушений

0

Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил меры по снижению аварийности на дорогах из-за неопытных водителей

Травма головы, переломы таза и бедра — так для 22-летней пассажирки завершилась поездка с начинающим водителем из Минеральных Вод. Молодой человек, стаж вождения которого не превышал двух месяцев, не справился с управлением на большой скорости и вылетел с проезжей части в кювет. Сам водитель не пострадал, а вот его пассажирку пришлось отвезти в больницу.

Отсутствие практических навыков вождения нередко приводит к тому, что начинающие водители случайно нарушают правила или намеренно безрассудно ведут себя за рулем. Именно поэтому в ряде стран для новичков разработали особые правила, ограничивающие их действия на дороге.

Некоторые из таких ограничений стоит применить и к российским неопытным автомобилистам, чтобы снизить число происходящих по их вине ДТП, считает автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.

Опасная неопытность

Согласно собранной Банком России статистике по ОСАГО, водители моложе 25 лет попадают в аварии в два раза чаще, чем в среднем по рынку. Нередко сами начинающие автомобилисты становятся виновниками аварий. Чаще всего ДТП по их вине происходят из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков, неправильного выбора дистанции, несоблюдения скоростного режима, выезда на полосу встречного движения и нарушения правил расположения автомобиля на проезжей части, указывает ГИБДД.

Согласно собранной Банком России статистике по ОСАГО, водители моложе 25 лет попадают в аварии в два раза чаще, чем в среднем по рынку

Рассуждая о причинах, почему начинающие водители оказываются виновниками аварий, руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко назвала отсутствие у них опыта, который приобретается исключительно на дороге и в течение определенного времени. «Также причиной может стать неуверенность водителей в собственных навыках. Это оказывает значительное влияние на возможность получения позитивного опыта при управлении транспортным средством», — заявила РБК Елена Борисенко.

Нередко молодые водители оказываются дезориентированы на дороге из-за вождения ночью или плохой погоды. Например, отучившись в автошколе летом, они попадают на трассу или сложные участки городских дорог во время проливных дождей и снегопадов, когда условия заметно отличаются от привычных.

Еще один важный фактор — присутствие в автомобиле сверстников, на которых юные водители хотят произвести впечатление. Исследование, проведенное автомобильной ассоциацией AAA Foundation, показало: в случае, когда в салоне находится один пассажир младше 21 года, риск молодого водителя погибнуть в аварии увеличивается на 44%. Когда сверстников в салоне двое, шанс ДТП со смертельным исходом в два раза выше. При этом присутствие человека старше 35 лет выступает сдерживающим фактором и уменьшает вероятность смертельной аварии на 62%, утверждает AAA Foundation.

Понимание того, что начинающий водитель может представлять особую угрозу на дороге, вынуждает законодательные органы вводить для таких автомобилистов особые ограничения. Так, в России в апреле 2017 года обладателям водительского удостоверения, выданного менее двух лет назад, запретили буксировать автомобили, перевозить пассажиров на мотоцикле и мопеде, а также ездить без специального опознавательного знака «Начинающий водитель».

Читайте также

Сканер для ДТП:как сделать разбор аварий более точным и быстрымКамера видит полис:как отучить водителей ездить без ОСАГОЛихач-контроль:как снизить число превышений скорости на дорогах РоссииШтрафы премиум:как привязать наказание водителя к цене автомобиляЗнак статуса:сколько может принести госбюджету продажа автономеровДорожная настройка:как технологии помогут сберечь деньги государстваШтрафы по-новому:как пополнить госбюджет за счет нарушителейМакияж и шаурма:как отучить водителей отвлекаться от дорогиНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииКак укреплять общественную безопасностьи пополнять госбюджетВыгодное здоровье:как забота о людях помогает снижать расходы государстваДеньги на здоровье:как забота о людях пополняет госбюджетБольше не бездомный:как помочь тем, кто оказался на улицеДеньги на дороге:как пополнить госбюджетПряник за рекрутинг:что поможет трудоустроить людей с инвалидностьюСуперскорая:какая медицинская помощь необходима при инсультеУскорить скорую:как спасти людей с инсультомЗнаки отличия:зачем нужны персонализированные автомобильные номераКвот мало:как заинтересовать компании в найме людей с инвалидностьюЛечебный экспорт:как заработать на медицинском туризме в РоссииБрошенные и опасные:как решить проблему бродячих собак в РоссииВыгуливать обязан:каких норм не хватает в российских законах о животныхШтрафы для богатых:как сделать справедливыми наказания для водителейСортировка как обязанность:как избавиться от свалок в РоссииСпасение застревающих:как сделать российские лифты безопаснееПоколение без курения:как спасти российских подростков от никотинаПроблема, о которой молчат:как отучить пьяных садиться за рульПрофилактика мании:как снизить зависимость от азартных игр среди россиянПлата за въезд:как снизить загруженность московских улиц раз и навсегдаРабота для подростка:как раннее трудоустройство помогает строить карьеруКоротко и дорого:как заработать на «красивых» автомобильных номерахНекровный донор:как снизить дефицит органов для пересадки в РоссииРассеянный на улице:чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонамиДевальвация штрафа:как актуализировать наказания для водителейНовая безопасность:какие системы помогают не заснуть за рулемЕда и макияж:как заставить водителей не отвлекаться от дорогиУход и доход:как помочь семьям людей с инвалидностьюРеанимация на улице:как мобильное приложение может спасти тысячи жизнейШтрафы по ДНК:правила экологичного выгула собакПонятная метка на этикетке:о чем должен быть предупрежден покупательПоощрение и наказание:как баллы для водителей помогут снизить аварийность

Скорость для новичка

«Рассеянность, неуверенность и незнание нюансов ПДД часто являются следствием неопытности. Многие начинающие водители, особенно среди молодого поколения, склонны к необдуманному лихачеству, — считает Дмитрий Давыдов. — Существующие правила не учитывают эти риски. В России для неопытных водителей в большинстве случаев действуют такие же правила, что и для автомобилистов со стажем. В других странах существуют намного более жесткие ограничения, повышающие безопасность на дороге».

В России для неопытных водителей в большинстве случаев действуют такие же правила, что и для автомобилистов со стажем. В других странах существуют намного более жесткие ограничения, повышающие безопасность на дороге

К примеру, в Австралии и Канаде функционируют системы «ученических» водительских удостоверений. Такой документ выдается на ограниченный срок, по истечении которого его можно обменять на постоянные права при соблюдении определенных условий — если водитель не превысил лимит по нарушениям ПДД или сдал дополнительный экзамен.

Для водителей с «ученическим» удостоверением действуют ограничения, которые касаются, например, числа перевозимых пассажиров, проезда в ночное время суток и других аспектов вождения.

В некоторых странах специальные условия для новичков распространяются и на скоростные режимы. В Италии и Белоруссии для начинающих водителей установлены скоростные ограничения, по которым максимальная скорость для них на 20–40 км/ч меньше, чем для опытных.

Нестандартные условия распространяются также на содержание алкоголя в крови. Во Франции для водителей со стажем менее трех лет норма составляет 0,2 промилле, тогда как для более опытных автомобилистов этот показатель равен 0,5 промилле. В Австрии для водителей со стажем менее двух лет допустимая норма алкоголя ограничена 0,1 промилле при норме в 0,5 промилле. Заниженные и даже нулевые пороги допустимой нормы алкоголя в крови для неопытных водителей установлены также в Нидерландах, Италии, Германии и Швейцарии.

Какие ограничения необходимы

Чтобы сократить аварийность на дорогах России, Дмитрий Давыдов предлагает расширить список ограничений для начинающих водителей. В первую очередь неопытных автомобилистов, которые нарушат правила, следует обязать не только выплатить штраф, но и пройти специальный курс переподготовки. Причем на время переобучения действие водительского удостоверения необходимо приостановить, убежден автор «20 идей по развитию России».

Также Давыдов предлагает ввести порог разрешенной максимальной скорости для новичков в 90 км/ч вместо 110 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч вместо 90 км/ч на остальных дорогах вне населенных пунктов. «Поскольку скорость реакции неопытных водителей, как правило, ниже, эта мера позволит избежать ДТП с их участием или смягчить последствия, — объяснил автор идеи. — Это будет сдерживать неопытных лихачей, поскольку тогда для них штрафы за превышение скорости будут более ощутимы, чем для опытных».

Третье ограничение коснется снижения нормы допустимого содержания алкоголя в крови до 0,15 г/л вместо нынешних 0,3 г/л. «При концентрации алкоголя менее 0,3 г/л человек считается трезвым. Однако такое промилле для некоторых людей может вызывать легкое расслабление и подъем настроения, что может помешать новичкам полностью сконцентрироваться на вождении, — указал Дмитрий Давыдов. — Снижение нормы сократит такие нежелательные случаи. Более того, повысится риск для начинающих водителей быть привлеченным к ответственности за пьяное вождение, а значит, исключит соблазн выпить хотя бы глоток спиртного, перед тем как сесть за руль».

По просьбе РБК инициативу оценили эксперты в области безопасности дорожного движения. Представитель Ассоциации безопасного вождения и тренер учебного центра «Актив-Безопасность» Яна Зубова считает, что введение особого скоростного режима окажет «положительное влияние на безопасность молодых водителей при условии неотвратимости наказания за совершенные нарушения».

«Для точности контроля соблюдения молодыми водителями ПДД им необходимо присваивать соответствующий статус, который будет отражен в системе ГИБДД. Например, через систему GDL — градуированного лицензирования. Так дорожная система фото- и видеофиксации будет способна отличать нарушение молодого водителя от правомочных действий водителя со стажем», — сообщила Яна Зубова в ответ на запрос РБК.

Координатор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали», лектор и разработчик программы «Велошкола» Александр Кожанов подчеркнул, что предложение о переподготовке нарушителей стоит масштабировать, чтобы оно касалось не только начинающих водителей.

«Про переподготовку хорошо. Но только при условии, что она будет для всех: и для новичков за счет выпустившей автошколы (а в случае ее ликвидации — за счет Российской ассоциации страховщиков), и для опытных — за счет нарушителя», — оценил идею Кожанов в беседе с РБК.

Что ответили в МВД

Свои предложения Дмитрий Давыдов направил Совету Федерации, откуда они поступили в Министерство внутренних дел (МВД). В ответе от начальника отдела по работе с обращениями граждан Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Анны Горюновой говорится, что «информация с предложениями принята к сведению». В управлении поблагодарили Дмитрия Давыдова за проявленный интерес к вопросам безопасности дорожного движения и активную гражданскую позицию. Какую-либо оценку инициативе ведомство не дало.

По мнению автора «20 идей по развитию России», реализация его предложения заметно улучшит ситуацию на дорогах России и поможет существенно сократить число ДТП. «Ограничения, разработанные для начинающих водителей, несут в себе важный психологический аспект, — указал Дмитрий Давыдов. — Во-первых, начинающий водитель будет чувствовать себя более ответственным, зная, что для него действуют особые правила. Во-вторых, водители со стажем будут более благосклонны к новичку на дороге, понимая, что его вождение обусловлено специальными ограничениями». Автор «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку своей инициативы со стороны государства.