партнерский проект
К главной

Девальвация штрафа: как актуализировать наказания для водителей

Девальвация штрафа: как актуализировать наказания для водителей

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил систему расчета штрафов, стимулирующую участников дорожного движения соблюдать правила.

Вопрос, нужно ли в России повышать штрафы для нарушителей, поднимается в обществе регулярно. Дело в том, что инфляция приводит к утрате ценности самих штрафов. Зачем вообще соблюдать правила, когда можно расплатиться за нарушение легко и безболезненно для кошелька?

Показателен пример со штрафом за превышение скорости на 20–40 км/ч. Он составлял 500 рублей еще в 2002 году и совсем не изменился за последние двадцать лет. А вот экономическая ситуация в стране поменялась значительно: если в первом квартале 2002 года прожиточный минимум составлял 1719 рублей, то в 2022 году — 11 950 рублей.

Получается, что прожиточный минимум вырос почти в семь раз, а штраф остался неизменным. И если для водителя в 2002 году наказание в 500 рублей наверняка было серьезным основанием отказаться от нарушения, то в 2022 году многие на подобный штраф не обращают внимания.

Исследование Национальной ассоциации работников городского транспорта Северной Америки показало, что на скорости 37 км/ч вероятность смерти пешехода при наезде на него составляет 10%, на скорости 67 км/ч — 50%, на скорости 80 км/ч — 75%. Это значит, что, превышая скорость на 20–40 км/ч, водитель создает серьезную угрозу для жизни других участников движения. Но платит за это лишь 500 рублей, а со скидкой, если оплатит оперативно, — и вовсе 250.

Руководитель Центра организации дорожного движения Михаил Кизлык подчеркивает, что в России один из самых низких в Европе уровней штрафов за нарушения ПДД. По его мнению, людей, которые совершают серьезные проступки на дорогах, необходимо наказывать строже. О сомнительных размерах штрафов несколько лет назад говорил и министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. По его словам, некоторые суммы, прописанные в КоАП, превратились в анахронизм и больше похожи на меры предупреждения, чем на реальные штрафы.

«Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно»

«Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно десять лет назад. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд», — заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

Очевидно, что проблема со штрафами существует, но решить ее по-прежнему не удается. Попытки резко и точечно увеличить размер наказаний ни к чему не приводят, а новые редакции КоАП вызывают недовольство — правда, в основном водителей, а не пешеходов. В своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов проанализировал ситуацию с наказанием за нарушение ПДД и предложил новую систему штрафов.

Обоснование для наказания

«Методика исчисления штрафов в рублях не защищает государственный бюджет от ежегодного обесценивания поступлений по этой статье. Более того, даже если сейчас в очередной раз применить поднятие штрафов в рублях, то со временем их актуальность утратится и придется вновь вкладывать время и усилия, пересматривая этот вопрос на законодательном уровне», — говорит Дмитрий Давыдов.

Для решения проблемы автор «20 идей по развитию России» предлагает разработать специальный расчетный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы не в рублях, а в этом показателе. Государство будет ежегодно устанавливать показатель в соответствии с актуальной стоимостью национальной валюты. Так размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации.

Это не новый подход к мере ответственности нарушителей, а именно математическая операция перехода от рубля к новой единице измерения, экономически обоснованной и подвижной

Расчетный показатель не повлияет на процесс дифференциации административной ответственности в зависимости от общественной вредности. Он также не повлияет на возможность увеличивать или уменьшать размер отдельных штрафов на основании анализа их эффективности. Это не новый подход к мере ответственности нарушителей, а именно математическая операция перехода от рубля к новой единице измерения, экономически обоснованной и подвижной.

Курс на актуализацию

Убедиться в эффективности единых систем расчета штрафов можно, изучив опыт стран Таможенного союза. Например, в Казахстане с 1990-х годов есть месячный расчетный показатель, на основании которого исчисляются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Единая система защищает государство от недополучения средств от правонарушителей и понятным для людей способом регулирует размер штрафов.

В Беларуси в 2002 году ввели так называемую базовую величину — экономический показатель, с помощью которого рассчитываются пенсии, пособия, налоги, взыскания и многие другие платежи, включая штрафы за административные нарушения. Как поясняют специалисты белорусского онлайн-сервиса по финансовому планированию Benefit.by, базовая величина — «полезный и удобный для любого экономиста инструмент, облегчающий расчет многочисленных платежей. К тому же в условиях нестабильного курса рубля и высокой инфляции он выполняет роль своеобразной лакмусовой бумажки. По его изменениям можно судить о положении дел в экономике, общем состоянии финансового рынка страны».

Внедрение расчетных показателей в Казахстане и Беларуси показало, что благодаря им государственный бюджет не лишается поступлений от нарушителей. И штраф всегда остается достаточно актуальным, чтобы мотивировать участников движения соблюдать правила.

Чем полезен расчетный показатель

Со своим предложением Дмитрий Давыдов обратился в департамент бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов РФ, который, в свою очередь, передал обращение в Минюст и МВД. В своем ответе министерство юстиции предположило, что «исчисление административных штрафов исходя из единого расчетного показателя не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности и квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения». Как пояснил Дмитрий Давыдов, на практике использование расчетного показателя не только не заменит дифференцированный подход, но и, напротив, усилит его.

Показатель не нарушает пропорциональности или структурированности системы штрафов. С его помощью будет намного проще регулировать размер наказаний. По словам Давыдова, штраф в любой момент времени может быть понижен, повышен или упразднен, даже если он прописан в кодексе не в рублях, а в другой единице измерения. У власти появится дополнительный рычаг — инструмент, который будет автоматически увеличивать сумму штрафа в соответствии с инфляцией и девальвацией.

Если же штраф со временем покажется слишком большим для конкретного нарушения в переводе на рубли, то сумму всегда можно уменьшить. Власть будет иметь больше поводов снизить штрафы, которые растут естественным путем, что будет положительно воспринято общественностью, убежден Давыдов.

«Увеличению показателя для расчета штрафов всегда должен предшествовать детальный анализ экономической ситуации в стране»

В ответе министерства внутренних дел на его обращение сказано, что «механическое увеличение размеров санкции (административного штрафа) не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем». Именно поэтому в своей инициативе автор «20 идей по развитию России» отмечает, что исчисление штрафов с помощью расчетного показателя является не механическим увеличением, а математически и статистически обоснованной моделью.

«Увеличению показателя для расчета штрафов всегда должен предшествовать детальный анализ экономической ситуации в стране: изменения цен, платежеспособности населения и прочих важных критериев уровня общественной жизни, которые нынешняя правоприменительная система не учитывает», — убежден Дмитрий Давыдов.

Как утверждает доктор юридических наук, профессор Государственной академии специалистов инвестиционной сферы Андрей Широков, сегодня штрафы в России «никак экономически не обоснованы». Например, из-за девальвации и инфляции государство постоянно увеличивает расходы на социальные пособия. Эти выплаты привязаны к макроэкономическим показателям и меняются вместе с экономикой страны. Штрафы же не корректируются в зависимости от текущей ситуации: доходы нарушителей растут, а дополнительной финансовой нагрузки не появляется.

Создание подобного показателя для расчета штрафов наверняка будет полезно как для госбюджета, так и для установления порядка на дорогах страны

В России уже существуют МРОТ и прожиточный минимум, которые ежегодно индексируются в зависимости от макроэкономических факторов. Создание подобного показателя для расчета штрафов наверняка будет полезно как для госбюджета, так и для установления порядка на дорогах страны. Именно поэтому Дмитрий Давыдов предлагает властям пересмотреть негативную позицию правительства в отношении его инициативы и внедрить ее на законодательном уровне.