партнерский проект
К главной

Рассеянный на улице: чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонами

Рассеянный на улице: чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонами

Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает приучить участников движения к внимательности

В 2021 году в авариях в России погибли 3900 пешеходов. Травмы различной степени тяжести в ДТП получили 34 500 человек. Всего в стране произошло 36 800 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, говорится в официальной статистике ГИБДД.

Часто в таком количестве жертв принято винить водителей, и во многих случаях это оправданно. В то же время пешеходы могут и сами быть виновниками ДТП, например, в результате невнимательности из-за отвлекающих факторов. Ситуация становится серьезнее с каждым годом по мере повсеместного распространения смартфонов и других гаджетов.

Чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонами, как борются с рассеянностью за границей и какие меры способны приучить российских участников движения к внимательности, рассказал в своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.

Прогулки со смартфонами

Жизнь современного человека прочно связана с использованием гаджетов. С помощью электронных устройств житель мегаполиса работает, отдыхает, получает новые знания и общается. 60% россиян везде берут с собой смартфон, а 59% стараются всегда держать устройство в поле видимости, выявил опрос компании Honor. Такая привязанность к гаджетам диктует новый образ жизни, когда люди отвлекаются на смартфон во время личного разговора, приема пищи или просмотра телевизора. К сожалению, не становится исключением и переход через дорогу.

Неспособность людей идти, пользоваться гаджетами и быть внимательными одновременно подтверждалась не раз. Несколько лет назад крупный японский оператор связи NTT Docomo напомнил, чем может закончиться использование смартфонов во время ходьбы, с помощью рекламного ролика. В видео использовали результаты исследования компании Mobile Marketing Data Labo, согласно которым 66% людей врезаются в различные объекты, отвлекаясь на телефон. И если летальный исход из-за столкновения с другим пешеходом маловероятен, «натолкнуться» на движущийся автомобиль и остаться без повреждений вряд ли удастся.

99% людей из опрошенных Mobile Marketing Data Labo понимают, что идти и смотреть на экран смартфона одновременно опасно. Парадоксально, но 73,1% все равно это делают

Не смотря по сторонам

Очевидную опасность использования смартфонов в условиях дорожного движения доказали десятки исследований. Проанализировав 33 подобных работы, ученые из Канады пришли к выводу, что самый высокий риск связан с чтением и отправкой сообщений, сообщает Science Daily. В этот момент пользователь так занят текстом, что забывает посмотреть по сторонам перед переходом дороги и с высокой вероятностью может столкнуться с другим пешеходом и даже автомобилем.

Результаты китайского исследования не менее показательны. Сотрудники кафедры транспорта Нанкинского университета науки и технологий совместно с представителями инженерно-транспортной школы Университета Нинбо установили: пользователи смартфонов в два раза чаще нарушают правила перехода перекрестка, а каждый пятый из них начинает движение с опозданием, из-за чего не успевает перейти дорогу вовремя.

Меньшее число исследований на сегодняшний день посвящено опасности увлечения смартфоном во время движения для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности: самокатов, роликов, гироскутеров и прочих. Нидерландский институт исследования безопасности дорожного движения приводит выводы нескольких ранних работ голландских ученых. В них утверждается, что в 9% аварий, в которых травмировались велосипедисты, негативную роль могло сыграть использование гаджетов. Важно, что к такому выводу исследователи пришли еще в 2009 году, когда телефонов было меньше, а их функционал был сильно ограничен по сравнению с возможностями современных гаджетов.

В 2021 году на территории России произошло 4842 ДТП с наездом на велосипедистов, 308 из них погибли и 4643 пострадали, подсчитали в ГИБДД. За первые девять месяцев 2021 года произошло 416 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Травмы получили 438 человек, 10 погибли.

Штрафы за безответственность

На проблему пешеходов со смартфонами несколько лет назад обратила внимание Всемирная организация здравоохранения. Она призвала проводить интенсивные кампании по информированию людей об опасности. Одних пособий по корректному поведению на дороге не будет достаточно, пока участники движения не несут никакой ответственности за свои действия. Поняв это, власти многих стран ввели системы штрафов за использование смартфонов на дороге.

Пешеходы в китайском городе Цзясин получают штраф 50 юаней, если используют мобильные устройства при переходе дороги. В городе Гонолулу, штат Гавайи, нерадивый пешеход лишится суммы от 15 до 35 долларов за первичное нарушение и до 99 долларов за последующие. В калифорнийском городе Монклер все еще строже: 100 долларов за первое нарушение, до 500 — за последующие. Штрафы за пользование смартфоном во время движения получают и велосипедисты. В Германии это 55 евро, в Нидерландах — 95, в Бельгии — 110.

57% россиян считают, что следует более строго контролировать пешеходов на дорогах и чаще штрафовать их за нарушение правил дорожного движения

Опрос экспертного центра «Движение без опасности» показал: 57% россиян считают, что следует более строго контролировать пешеходов на дорогах и чаще штрафовать их за нарушение правил дорожного движения. В России пока существует лишь штраф в 1500 рублей для водителей, которые пользуются телефоном, не оборудованным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Действия пешеходов и пользователей средств индивидуальной мобильности в этом отношении законом не регулируются, хотя проблема явно назрела.

Зеленый свет для перемен

Чтобы сделать дороги России безопаснее, автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает установить штраф для пешеходов за пользование мобильными электронными устройствами при намерении пересечь проезжую часть и при нахождении на ней, а также для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности. По мнению автора, такой шаг предупредит людей об опасности использования смартфонов на дорогах.

«Позиция закона будет противодействовать формированию опасной привычки, особенно среди молодого поколения. Люди будут меньше отвлекаться на разговоры, текстовые сообщения, социальные сети, видеоролики и прочие занятия во время нахождения на участках повышенной опасности», — убежден Дмитрий Давыдов. Деньги, полученные с нарушителей, он рекомендует направить на обустройство безопасных пешеходных переходов и улучшение дорожной инфраструктуры.

«В любом случае надо запретить участникам дорожного движения — пешеходам, переходящим улицу, а также находящимся в прилегающей к проезжей части зоне и у велодорожек, — производить какие-либо манипуляции в своих смартфонах. Это действительно отвлекает людей и ведет к травматизму», — приводит слова депутата Госдумы Виталия Милонова «Вечерняя Москва».

Свое предложение Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации. В письме от ведомства говорится, что обращение рассмотрено и принято к сведению. Совет Федерации, в свою очередь, передал предложение автора «20 идей по развитию России» в Минюст и МВД. В декабре прошлого года профильные министерства сообщили, что также приняли информацию к сведению. В своих ответах правительственные структуры не дали никакой оценки инициативе Дмитрия Давыдова; какой позиции по этому вопросу они придерживаются, остается неясным.

Автор проекта «20 идей по развитию России» надеется на скорый положительный ответ от государства. Ведь если его предложения получат законодательную поддержку, то в результате принятых мер число аварий с участием пешеходов и велосипедистов заметно сократится. Это станет значительным вкладом в снижение смертности и травматизма на дорогах страны.